Вопросы о критериях качества снимков
Всех, кто фотографирует, так и, в первую очередь тех, кто заказывает фотографии, в первую очередь волнует их качество. Как понять, что тебе не подсунули “фуфло”, если фотография зернистая, небо там провалилось в белый цвет, тени абсолютно черные, да и размазанность и промах по фокусу присутствуют? С помощью отличной статьи podakuni можно найти ответы на все эти вопросы, они очень просто и доступно разложены по полочкам.
Фотографам очень часто любят давать комментарии, в которых зрители рассказывают как и что по их мнению должно (или не должно) быть на фото. ”Тени не должны быть провалены!”, ”света не должны быть выбитыми!”, ”почему картинка такая шумная?”, ”фотография смазанная, нужно было ставить выдержку более короткую!”, ”крыши не бывают такими красными!” ну и хрестоматийное ”горизонт завален!” — эти и подобные комментарии о-о-очень часто приходится видеть фотографам, особенно на российских фотофорумах или фотосайтах. Мне думается, что настало время дать какие-то пояснения на эту тему. Поэтому, сегодня будет пост, в котором я решил собрать пусть и не все, но наиболее часто возникающие вопросы про критерии качества снимков. Итак:
Разве света не должны быть всегда проработаны?
Разве можно делать такие проваленные тени? Почему картинка такая шумная? Разве могут быть крыши такими красными? Разве…
Если кратко, то главным и единственным критерием качества фотографии является интерес к ней со стороны зрителей. Если такой интерес есть и фото разглядывают, тиражирут, печатают, вешают на стену, то всё остальное: все эти шумы, пересветы, проваленные тени, и прочее — всё это, по большому счёту, не имеет никакого особенного значения.
Причём, на мой взгляд, количество зрителей не так уж критично: будет ли это два-три человека, приближённые к фотографу, или миллиард-другой людей по всей планете. Важен сам интерес. Если он есть — то остальное не так существенно. Если нет — то никакое техническое совершенство снимка не сделает кадр хорошим.
Исключения могут составлять только такие снимки, где техническое качество изображения является основополагающим, например — фотографии с ультракороткими выдержками.
…потому что если тут накосячить с фокусом, выдержкой или другими техническими параметрами, то снимок скорее всего уже не будет интересен.
Разве можно допускать пересветы на фото?
С пересветами связанно довольно много заблуждений. “Пересвет” или “отсечка белого” — это когда какие-то части изображения будут абсолютно белыми, то есть, в них будет потеряна информация. Этот эффект возникает из-за недостаточного динамического диапазона снимка и/или из-за неправильно подобранных настроек камеры во время фотографирования. Но весьма часто фотографы сознательно допускают наличие пересвеченных областей в кадре, например — на месте неба.
И это нередко вызывает недоумение в энторнетах и бурления в комментариях на фотосайтах. Зачем? Почему? Что, сложно было снять по-другому? Сделать, например, два кадра и небо взять из одного, а землю из другого? И вот тут вопрос целесообразности этих шаманских танцев с бубном вокруг конкретной фотографии действий становится наиболее острым.
Давайте попробуем разобраться. Для начала — пара моментов про восприятие человеком изображений:
1. Мозг воспримает информацию нелинейно
Наш мозг действительно всю входящую информацию воспринимает нелинейно. Например, если в грозу где-то недалеко несколько раз ударит гром, то человеку сложно будет определить какой удар был громче, а какой тише, какой был ближе, а какой дальше — любые очень громкие звуки мозг будет воспринимать примерно одинаково.
И с другой стороны, если сидеть, допустим, вчером летом на веранде и потягивать вино, накрывшись клетчатым пледом слушать приглушённый радоприёмник и звуки цикад на улице, то мозг отлично будет различать где конкретно находится тот самый радиоприёмник, а где — цикады.
Хотя, на самом деле, при инструментальных измерениях разница в реальном уровне звуков ударов грома может быть очень большой, а цикада и радиоприёмник по уровню звукового сигнала могут оказаться вообще одинаковыми. То есть, слабые сигналы наш мозг различает гораздо лучше, чем сильные. А сильные сигналы, в свою очередь, мозгом заметно загрубляются.
Причём, аналогичная ситуация просматривается со всеми органами чувств. Тут есть своя логика. Это сделано природой для того, чтобы мы не оглохли от слишком ярких звуков, не потеряли сознание от слишком сильных запахов и не ослепли от слишком яркого света. Фактически — это такой предохранитель для органов чувств.
А из этого можно сделать довольно парадоксальный вывод: то, что находится в ярких областях на фотографиях — не так уж и важно для зрителей! Всё равно мозг загрубил бы эти сигналы при восприятии, внимательно рассмотрев область теней и полутеней.
2. Фотограф действует исходя из задачи
Вот снимок, на котором а-а-а-а, нет неба, нет неба!!!!! небо ушло в белый пересвет:
Вообще, у этого автора есть много подобных снимков. При этом, Amelia Lyon — востребованный свадебный фотограф, у которого стоимость съёмочного дня начинается от $7000. Это что же, спросит завсегдатай наших фотосайтов, у неё все клиенты — лохи?.. Они что, не видят, что небо пересвечено, что это брааааак?!..
Но давайте не будем спешить. Для начала посмотрим где живёт и работает Амелия, автор приведённых выше фото. ГородPasadena, California. Это на юге Америки. Там примерно 340 дней в году светит солнце и без тёмных очков на улице находиться некомфортно. То есть, потенциальные клиенты Амелии целыми днями видят контрастный свет: тени чёрные, света белые, небо синее.
А что бывает, когда чего-то слишком много? Именно. Помните, как в “Белом солнце пустыни” Верещагин над икрой горевал о горбушке обычного черного хлеба? Так же и в этом случае — хочется не того, что и так кругом много, а того, чего не хватает. Очевидно, что в Пасадене недостаток неконтрастного освещения, поэтому Амелия выбрала такие настройки для фотогрфий, в которых отсутствует чёрная точка и в тенях снимки выглядят малоконтрастными:
Сложно сказать, был ли это осознанный выбор или подсознательное решение, но результат, как говорится, говорит сам за себя. А что при таком выборе настроек пришлось пожертвовать небом, то это уже дело вторичное. Особенно, учитывая предыдущий пункт.
Итак, получается, что с одной стороны — для зрителя далеко не всегда важны те детали, которые находятся в ярких областях изображения. А с другой стороны — этими деталями вдобавок ещё и сами фотографы пренебрегают ради решения своих задач. И, если обобщить вышеперечисленное, то получается, что пересветы на фото не так страшны, при условии, что автор пожертвовал светами ради информации в тенях и полутенях. Или если области светов не так уж и важны для снимка в целом.
И что, теперь можно делать пересвеченные картиники?.. Наверняка именно этот вопрос недоверчиво задаст наш въедливый комментатор с фотосайтов. Да, конечно, можно. Как и раньше можно было. Фотограф тут никому ничего не должен. Он вообще никому не должен, при условии, что не занимал. И пересветы далеко не всегда автоматически считаются дефектами снимка.
Ну, а где же пересветы всё же будут браком? Очевидно, что зрители будут не в восторге от пересветов, если они получились “сами собой”, то есть — в тех случаях, когда их наличие ничем сюжетно не оправдано. Например, когда были допущены технические ошибки при настройке фотоаппарата. Или, когда в пересветы уходят сюжетно важные детали снимка. И ещё, однозначно против пересветов настроены в полиграфии, там области абсолютно белого в кадре не приветствуются
Разве можно делать такие проваленные тени?
С проваленными тенями несколько сложнее, ведь информация в тёмных областях важна для мозга. Но это не повод стараться всё время выводить настройки фотографии так, чтобы не дай бог не повалились эти тени в чёрное! Тени могут быть какими угодно, если это нужно для снимка, хоть абсолютно чёрными. Нет совершенно никаких ограничений по черноте теней. Для лучшей передачи контраста тёмные области у снимка запросто могут быть “провалены” в абсолютную чёрноту:
А когда же проваленные тени могут быть браком? Когда в них была расположена важная для зрителя информация. И когда тени провалились из-за неправильных настроек фотоаппарата. В общем, тут всё то же самое, что и с пересветами, вплоть до нелюбви к ним полиграфистов.
Разве шум на фотографии не является браком снимка?
Шумы — это естественная составляющая изображения. Например, наши глаза тоже “шумят”. В этом можно легко убедиться, если зайти после яркого света в тёмное помещение. Перед глазами будут “шумовые” пятна, которые мозг даже пытается порой трансформировать в видение каких-то объектов: так и кажется, что сейчас в темноте натолкнёшься на стул или стол, стоящий в комнате. В жизни мы привыкли не замечать этот “шум”, мозг довольно успешно “вычитает” его из результирующей картины мира.
Старые плёночные фотохимические снимки (они совершенно не обязательно сняты на плёнку, это могли быть и стеклянные пластины, например) тоже часто были не очень-то гладкими, если вспомнить.
При этом никого особенно не волновала проблема плёночного зерна. Ну, зернистое изображение, ну и что? Главное, чтобы снимок был интересным:
Нет, конечно, инженеры, которые колдовали над созданием новых плёнок, старались минимизировать эффект зерна и активно работали в направлении уменьшения “шума”, особенно в светочувствительных плёнках. Но, надо отметить, что в общем ранее не наблюдалось такой “антишумовой” истерии, которая разворачивается сейчас на фотосайтах и в обсуждениях новой техники.
Получается, что во многом боязнь шумов — это такая привычка, ставшая традицией. Как в пошлом анекдоте: ”Шерлок Холмс так и не бросил курить, а доктор Ватсон без трубки уже не мог…” =: ) Забавно, что фотографы часто борются с шумами средствами постпроцессинговых шумодавов, которые съедают детализацию изображения. Что, по сути, только усугубляет единственную трудноустранимую проблему, привносимую шумами в картинку.
Разве потеря резкости или промахи по фокусу не делают снимок бракованным?
Представьте себе — нет. Нерезкий кадр тоже может быть вполне интересным:
Неправильный фокус может только добавить снимку очарования, заставляя зрителя придумывать недостающие детали, вовлекая его в фантастический мир автора:
Разве смазанный кадр не будет автоматически считаться бракованным?
Нет, не будет. Автоматически — не будет. Всё надо, опять же, рассматривать в контексте — “работает ли эффект на кадр или против него?”: